Основанием такого решения стали данные о том, что преследования этих людей политически мотивированы, и что в случае их выдачи, их права с высокой вероятностью будут нарушены, говорится в сообщении пресс-центра Михаила Ходорковского.
Наталья Чернышева ранее занимала высокие должностные посты в компании- акционере НК ЮКОС, а также в самой НК ЮКОС. Она являлась близким партнером Михаила Ходорковского, суд по делу которого проходит в настоящее время в Москве. Дмитрий Маруев ранее занимал должность заместителя главного бухгалтера НК ЮКОС, и работал под руководством Платона Лебедева, который находится под судом вместе с Ходорковским.
В России Чернышева и Маруев подозреваются в мошенничестве в ходе взаимодействия с Волгоградской администрацией в 1997 году. Чернышева также подозревается в участии в сделках по компании Апатит в 1994 году. Этот же эпизод инкриминируется и Ходорковскому в Москве.
Судья Уоркман вынес следующее решение: "Я пришел к неизбежному выводу, что президент Путин дал специальное указание о преследовании Чернышевой и Маруева". Он также выявил, что обвинения о мошенничестве в объеме 20 миллионов долларов (76 миллиардов рублей) в Волгограде были полностью расследованы в 1998 году, и Волгоградский суд вынес вердикт, что никаких уголовных преступлений совершено не было".
Проводя непосредственную связь с судом над Ходорковским в Москве, судья Уоркман сказал, что "аргументов за то, что преследования Михаила Ходорковского носят политический характер, больше, чем аргументов против". Поэтому, по его словам: "Неизбежный вывод состоит в том, что характер преследования этих двух подзащитных также является политическим".
Судья указал на значительный объем предоставленных ему доказательных материалов. Особый вес он придал Докладу Докладчика Парламентской Ассамблеи Совета Европы, который он описал как "взвешенный и мотивированный".
По ключевому вопросу о независимости судов судья Уоркман сказал: "Степень политической мотивации этого дела настолько высока, что существует значительный риск, что судьи в московском суде поддадутся политическому вмешательству, а это поставит под вопрос их независимость".
Судья также сослался на дело Алексея Пичугина, еще одного сотрудника НК ЮКОС, суд по которому проводится в Москве в закрытом режиме, и на тот факт, что он содержится в Лефортовской тюрьме, которая находится под контролем ФСБ - преемника КГБ. Это является явным нарушением тех обязательств, которая Россия несет перед Советом Европы, по переводу всех российских тюрем под юрисдикцию Министерства юстиции, считает судья.
Адвокат Питер Биннинг из фирмы Corker Binning, представляющий Чернышеву в суде, сказал: "Это, возможно, наиболее очевидный случай политически мотивированного преследования в современной истории. Вердикт суда, который подразумевает, что президент Путин непосредственно вовлечен в это преследование, является оправданием всего, что было сделано для препятствования гонениям против Михаила Ходорковского и других, начиная с 2003 года".
Адвокат Ананд Дубай из фирмы Peters & Peters, представляющий Маруева в суде, сказал: "Это не первый случай применения Российской Федерацией системы уголовного правосудия в своих политических целях. Европейский суд по правам человека вынес решение, что Россия неправомерно использовала суды для преследования Владимира Гусинского. Хорошо мотивированная озабоченность многих организаций, включая Парламентскую Ассамблею Совета Европы, нашла свое отражение в недвусмысленном решении, которое сегодня принял английский суд".
Чернышева сказала: "Это чрезвычайно важное решение, не только для меня, но и для всех связанных с ЮКОСом людей, которые являются жертвами политического преследования. Я, в первую очередь, говорю о Светлане Бахминой, молодой матери двух маленьких детей, которая недавно провела голодовку в московской тюрьме".
По окончании заседания суда один из бывших обвиняемых, Дмитрий Маруев, сказал в интервью РИА "Новости": "Было очевидно, что у нас много доказательств, а у обвинения их не было".
"Сложилось впечатление, что представители Королевской прокурорской службы особо не боролись, хотя профессионально делали свою работу. Им было очень трудно работать на процессе, имея лишь те данные, которые им предоставила российская сторона", - отметил он.
В свою очередь, Наталья Чернышева, которая сейчас находится на восьмом месяце беременности, сказала РИА "Новости", что теперь, наконец-то, сможет сосредоточиться на подготовке к родам и воспитании своего будущего ребенка.
И Чернышева, и Маруев подали запрос на предоставление политического убежища в Великобритании. Все решения, связанные с предоставлением убежища, остаются за Министерством Внутренних дел, которое, без сомнения, примет во внимание сегодняшний вердикт суда.
Судья Тимоти Уоркман два года назад отказался удовлетворить требование России о выдаче чеченского боевика Ахмеда Закаева. Судья Уоркман признал серьезность угрозы, что в России Закаев может быть подвергнут пыткам. Кроме того, ранее Москва не смогла добиться экстрадиции двух других бизнесменов, Бориса Березовского и Юлия Дубова.